?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Об Откровении Божьем

Здравствуй, М., попытаюсь, в меру своего разумения, ответить так, чтобы тебе мой ответ пришелся впору. Твое непонимание может иметь основу в том, что Бога ты представляешь себе как-то иначе, чем Он есть на самом деле. Поэтому первый вопрос, с которого, по хорошему, следовало бы начинать, это вопрос о Самом Боге. Этот же вопрос, на самом деле, является и конечной точкой всех изысканий, потому что кто еще может быть достоин столь пристального внимания, кроме Того, Кто является причиной всего сущего, Того, в Ком ответ о причине всего происходящего и Кто направляет мир к его конечной цели...

Заметь как важно знать Бога и Его волю: ведь только так можно готовиться к тому, что обязательно случиться и делать то, что действительно нужно. Зная Его и Его волю, можно избегать того, что заведомо ведет к погибели и не тратить время на то, что заведомо не имеет смысла в вечной перспективе.

Здесь нам важно ответить на вопрос: "как мы можем познавать Бога?"
На самом деле, мы не можем построить ни телескопа, ни микроскопа, настолько мощного, чтобы через них как-то познавать Бога. Бог не является частью вселенной. Он сотворил ее, Он вездесущий, то есть во вселенной нет таких мест, где не было бы Его, но он не является частью сотворенного мира. Здесь мы могли бы сказать, что мы ничего не можем узнать о Боге, но к счастью, мы говорим это с оговоркой: если Бог Сам не пожелает открыть Себя. А жизнь покзывает, что Бог не далекая-далекая сила, которая ни во что не вмешивается, а премудрая, всеблагая, праведная Личность. Он промышляет о всем своем творении и хочет, чтобы человек познавал Его. Через пророка Осию Бог кратко и четко сказал: "Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений."(Ос.6:6).

Бог издревле давал откровения людям, которые оставались верными Ему. Этих людей мы называем пророками. Но не дремлет и враг рода человеческого, сообщая обольщенным ложные пророчества. Библия - сборник книг, написанных людьми, имевшими Боговедение. Есть и другие тексты, которые претендуют на то, чтобы называться священными. Для того, чтобы иметь реальное представление о Боге и Его воле, нужно, в первую очередь, оградить себя от лжи, чтобы она, примешиваясь, не испортила нас. Маленький бытовой пример: мы не могли бы составить представлений о пользе пчеловодства, если бы ели мед, перемешанный с лаком; и о пользе молочного скотоводства ничего хорошего не могли бы сказать, если бы дегустировали сметану, смешанную с побелкой. Вот так и тогда, когда мы собираемся познавать Бога, необходимо поставить преграду лжи и не допускать примешиваться к чистым словам Творца никакой примеси.

Итак, первый вопрос - какое писание из всех, существующих на Земле, является Откровением Божиим?

Мы говорим, что это Библия, и для подтверждения своей позиции предлагаем несколько аргументов:

1) Высота учения, изложенного в Библии.
То, что Библия сообщает - нетривиально, оно не основывается на данных человеческого опыта. Например учения о творении из ничего, о Триединстве Бога не выходят никак из человеческого опыта, более того, многие, не понимая этого учения "спотыкаются" об него. Если бы Библию писал человек, он написал бы ее так, чтобы она не вызывала чувства противоречия у плотских людей.

2) Чистота учения, его нравственная высота указывает на то, что не человек является ее изобретателем. Если бы человеку нужно было придумать правила, которые ему придется исполнять, то он не стал бы давать самому себе тяжелых заповедей. Библия же требует, чтобы служители Божии были даже еще более чисты, чем обыкновенные люди. Она учит нелициприятию. Она неудобна никому: не удобна богатым, потому что требует справедливо распоряжаться богатством и не дает богатому более высокого статуса: "трудно богатому войти в Царство Небесное"(Мф.19:23), неудобна бедным, потому что не дает ему привелегий: "бедному не потворствуй в тяжбе его."(Исх.23:3), она не удобна царям, которые хотели бы прикрывать ей свои злодеяния, она не удобна священникам, потому что и их обличает. Она удобна только тем, кто хочет творить волю Божию.

3) Пророчества, которые есть в Библии, показывают, что она вдохновлена Существом, находящимся вне времени, Тем, Кто знает будущее. Более трехсот пророчеств сбылись на Иисусе Христе, многие пророчества сбываются до сих пор, что можно наблюдать, изучая историю. Многие пророчества ждут своего исполнения.

4) Чудеса, сопровождающие тех, кто служит Богу, о Котором говорит Библия, тоже являются подтверждением нечеловеческого происхождения этого Писания. Церковь изобилует чудесами, которые совершаются каждый день. Таким образом, Тот, Кто вдохновлял авторов Библии, показывает Свое всемогущество.

5) Могущественное действие на сердце человека, свойственное только силе Божией, также указывает на то, что Библия является Откровением Бога. Распространение христианства, проповеданного простыми рыбаками и плотниками тому пример. Действие на сердца человеческие можно видеть из истории, а можно испытать самому. Кто ищет Бога, тот убедится, что Библия от Него.

Я обращаюсь к Библии, как к авторитету именно потому, что она является словом Божиим. Но она не является учебником, в том смысле, в котором мы привыкли представлять себе учебник. Там нет систематизированного изложения учения о Боге, Его замысле о человеке и мире.

Это связано с тем, что Предание первично, а Писание вторично. Люди, преуспевшие в Боговедении, записывали в свои книги только то, что было необходимо; в то время, как в устной форме, они могли передать гораздо больше: исторические книги Библии содержат историю мира и человечества, связанную с промыслом Божиим о Своем народе, законоположительные книги содержат необходимые предписания, учительные книги учат мудрости, пророческие - содержат обличения Божии и предсказания о грядущих событиях с объяснением смысла предсказанных событий... Во времена новозаветные, Иисус Христос проповедовал устно и ни одной книги не написал, устно проповедовали и Апостолы. Послания они писали уже тем, кто был наставлен в вере и в своих посланиях разъясняли какие-то спорные вопросы и призывали к твердости в вере и благочестии.

Таким образом, мы имеем Предание и Писание (хотя, если говорить более правильно, Писание является частью Предания, передающаяся в виде текста). Писание - это часть неизменяемая, поскольку всегда можно сравнить один текст с другим и поправить ошибки. Писание сохраняется неизменно, с удивительной точностью. Не правы те, кто говорит, что Писания у православных и католиков (или протестантов) отличается. Библия она везде - Библия. И если кто-то, например свидетели Иеговы делают свои переводы Библии, в которые вносят правки, то это уже не слово Божие, а самодеятельное творчество. Если говорить о разночтениях в разных списках, которые неизбежны при ручной переписке, то такие разночтения не касаются смысла, а на 95% затрагивают те стороны текста, которые на смысле не отражаются. Кроме того, часто то, что является, с точки зрения филологии разночтением, изменяющим смысл, в контексте Предания, может оказаться вполне равнозначным (например в 1Ин.2:27 вместо слова "помазание" в некоторых списках стоит слово "дар", а в некоторых - "дух", но на понимание этого стиха никак не отражается то, какое из этих слов поставить).

Но следует и о Предании сказать несколько слов. Если Писание - часть неизменяемая, то может ли меняться Предание? Предание, как и Писание - неизменно, но его неизменяемость выражается в другом. Если текст Писания неизменен, но зато разные люди, прочитав его, могут истолковать его по-разному, то Предание неизменно по-смыслу, в то время, как одни и те же понятия могут быть объясняемы разными словами. Если для проверки сохранности Писания, нужно сличить несколько текстов, то для того, чтобы проверить является ли какое-то учение частью Предания, нужно убедиться, что так учили все, всегда и повсеместно. То есть все святые (нас ведь интересуют только те, кто знал Бога), всегда, то есть и в I, и во II, и в V, и в X, и в XV, и в XX века; повсеместно, то есть не только в Русской Православной Церкви, но и в Антиохийской, и в Александрийской, и в Иерусалимской, и в Грузинской и т. д.

Таким образом, правильное понимание Писание начинается в неискаженном Предании. Откуда у Православной Церкви неискаженное Предание? От Бога. "Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил."(Евр.1:1-2). Самим Богом были научены Апостолы, получившие обетование от Христа: "Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам."(Ин.14:26). Таким образом, Сам Бог обеспечивает сохранность Предания, уча и напоминая своим людям все необходимое.

От тех, же, кто передает учение, требуется передавать его в неискаженном виде. Сам Христос, уча Апостолов говорил, что Он ничего от Себя не привносит: "Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец. "(Ин.12:49-50). Точно так же проповедовали Апостолы, ничего от себя не прибавляя, но говоря "о том, что было от начала, что ... слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки [их]"(1Ин.1:1). А после того, как проповедали, строго-настрого наказали хранить переданное, ничего не прибавляя и не убавляя: "О, Тимофей! храни преданное тебе"(1Тим.6:20), "Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим."(2Фес.2:15). А тех, кто дерзнет учить иначе, Апостол отлучает от сообщества верных, предавая анафеме: "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема."(Гал.1:8).

Ты спрашиваешь, почему у разных народов своя интерпретация Библии. Но здесь, наверное, лучше говорить не о народах, а об исповеданиях. Православные русские, евреи, арабы, греки понимают Библию одинаково, а русские православные, протестанты и родноверы - по-разному.

Что необходимо для правильного понимания, мы сказали, но если тебя интересуют глубинные причины того, что разные люди искажают слово Божие, то мне кажется, причины здесь три: самолюбие, сребролюбие и сластолюбие. Знаешь, наверное, людей, которые говорят: "каждый имеет право на свое мнение", "пусть я ошибаюсь, но у меня своя точка зрения", "у каждого своя истина"? Это все голос самолюбия, считающий, что истина менее ценна, чем его оригинальный взгляд. О том, как сребролюбие и сластолюбие подчиняет человека себе и заставляет искажать истину, думаю, ты и без моих примеров знаешь.

"Всякий, делающий грех, есть раб греха"(Ин.8:34), а Бог хочет, чтобы мы были свободными. Поэтому мы предпочитаем считать себя рабами Божьими, ведь раб Божий - больше не является чьим-либо рабом. (Помнишь, в школьной программе истории объясняли вассало-ленные отношения? "Вассал моего вассала - мне не вассал".) Если я раб Божий, то это значит, я подчиняюсь только Ему, и никакой указ, противоречащий Божьим повелениям, не может быть для меня авторитетом. Но если забежать чуть вперед, то православные христиане являются чадами Божьими по усыновлению, через веру в Иисуса Христа. Но это иная тема.

Вот, в меру разумения и усидчивости, милостью и произволением Божиим, написал тебе кратко и поверхностно о том, что смущало тебя при разговоре об Откровении Божьем. Умолчал же я о Церкви. Этот вопрос важный и то, что ты спрашиваешь, не должно остаться без ответа. Но давай пока разберемся с вопросом об откровении Божьем, чтобы, говоря о Церкви нам было на что опираться.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
sil_ver21
Jul. 4th, 2011 07:12 am (UTC)
Я не могу припомнить,чтобы официальная церковь аппелировала к преданиям (если есть источни подскажи)-это раз.
Говоря о Библии,как о писании,ты сам постоянно ищешь поддержку в ней..т.е. пытаешься аргументировать свои слова каким-то текстом,в данном случае Библией.На сколько мне известно,предания не передавались в виде устных рассказов художественного смысла,они бы не дожили до наших дней,тем более в исходном состоянии.Издревне вся история передовалась,виде сказок,пословиц,былин и т.п. потому что эти литературные жанры имеют наибольший иммунитет на искажение.Потому матери закладывали детям,с помощью колыбельных,генетическую память о наших предках.Я так же не могу вспомнить не одну сказку или еще что-то из преданий где была бы затронута вышеуказанная тема.
Врят ли церковь может использовать эти виды творчества.
Вообще сейчас разговор,не о Боге (а я надеюсь мы придем к этому вопросу),а о церкви.
Впринципе ты на мой вопрос не ответил.Почему?Потому,что твой ответ мне напомнил балтологию.Пример из жизни:приходит человек к тебе первый раз и говорит:"расскажи мне о Боге",я всю жизнь бы атеистом а ты ему в ответ расплывчатые фразы,цитаты,все короче в общем..А ему то надо зреть в корень.Вот и уходит он от тебя,чешет репу,ничего не понял..(опять утрирую,и пример не про меня)))
Поэтому,хочется конкретики:При твоем утверждении,что церковь-это Божии промысел на земле,излагающии его волю,объясни,почему при Вере в одного Бога,и исходных источниках (Исус,Евангилия и т.д),существуют разные церкви (Православная и Католическая),разные Библии (греческий,его перевод на английский,перевод на русскии).Т.е если основным источником считать древне еврейский вариант,то почему при переводе на европейские языки были допущенны различные ошибки в переводе слов,которые в свою очередь,искажали смысл.Мне вообще непонятно,как такое может быть,что два похожих,но в тоже время разных течения,имея одну фундаментальную веру,одни исходные материалы,в итоге своем являются чем-то разным,по своему смотрят на жизнь людей.
Я думаю врятли ты сможешь мне ответить на эти вопросы,потому что на них ответа в Библии нет,и в преданиях ответа на это тоже нет,и врятли Бог хотел что бы люди делились.
И опять,если как ты утверждаешь,Библия является словом Божьим,чем тогда является Коран...мы же можем провести параллели между этими знаниями.
Вообще при ответах прошу тебя быть более конкретным.
am_kalinin
Jul. 6th, 2011 10:01 pm (UTC)
Эх, моя попытка сделать ответ мягким, не бьющим в лоб, не удалась, потому что была расценена как попытка налить воды и ни о чем не сказать. Поэтому, раз ты вынуждаешь меня, буду отвечать кратко, тезисно, без особых размышлений и разжевываний. Там, где тезис будет непонятен или спорен, проси, и попробую пояснить.

Чтобы увидеть, как "официальная церковь" апелирует к Преданию, обратись к документам, в которых отражается межконфессиональный диалог или документам, где выносятся какие-то соборные определения, касающиеся веры. Ты без лишних сложностей найдешь много упоменаний о Предании.

Говоря про предания ты перескочил со Священного Предания, то есть учения Христа, которое Церковь хранила всегда, на предание человеческое, которое есть у каждого народа. Если хочешь провести "этнографическое" исследование христианских преданий, то тебе нужно посмотреть ни колыбельные и сказки, которые матери рассказывали своим детям, а наставления духовных отцов, которые они давали духовным чадам. Материала для исследования много, они составляют целые библиотеки - это, что касается письменно зафиксированных...

Если обратишь внимание, то о Церкви-то я тебе, как раз и не говорил, потому-то и "не ответил" на этот вопрос. Говорить о Церкви нужно опираясь на Священное Писание, потому что без этой опоры, все разговоры будут просто философствованиями. Более того, сущность и необходимость Церкви непонятна, если не объяснить тайну Воплощения Сына Божия и Искупления им рода человеческого. Если ты обратил внимание, я как раз объяснял тебе почему именно Библию мы считаем Откровением Божиим и как нужно понимать Библию. Если ты считаешь, что Библия - это действительно слово Божие, то мы можем поговорить и о Церкви, а если нет, то этот разговор несколько преждевременнен.

Вобщем, почему существуют разные "церкви", при одной Библии я тебе тоже объяснил, но скажу прямее и жестче. Если кто-то уклоняется в ересь, то есть начинает по-своему учить о Боге и Его отношении к миру и человеку, а не так, как Бог открыл, такому человеку не место в Церкви, хранящей истину. Если к такому примкнут единомышленники, то у них может получиться своя собственная "церковь". Бог действительно не желает, чтобы люди, верующие в Него делились, напротив, Сын молился Отцу: "Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы"(Деян.20:29-30), но и разделение в Церкве предсказано (хотя и не является волей Божьей, но производится злой волей человека). Апостол Павел, направляясь в Иерусалим, напутствовал пресвитеров Асии: "я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою."(Ин.17:11)


Почему при переводах на разные языки, может "меняться" смысл? Удивляюсь, что тебе это не понятно. Кажется, ты иностранными языками занимался. Слова в разных языках могут вызывать разные ассоциации, поэтому точнность перевода будет всегда приближенная, даже в том случае, если переводчик будет филологически точно переводить. Впрочем, это не такая проблема для толкования, ее решение я указывал тебе. Библия понимается в контексте Предания.

А Коран не является словом Божьим. Он вдохновлен мятежным духом. Параллели между ними объяснить совсем не сложно: если хочешь соврать так. чтобы тебе поверили, сделай ложь похожей на правду. Идеология коммунизма с Евангельским откровением тоже имеет много параллелей, но это не значит, что идеологи коммунизма являлись пророками Вечного Бога.
( 2 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner